ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт Суббота, 18.05.2024, 15:01
  Приветствую Вас Гость | RSS

 
 Главная » 2014 » Июль » 17 » Иконы троица феофан грек. Феофан Грек и Андрей Рублев
00:28

Иконы троица феофан грек. Феофан Грек и Андрей Рублев





иконы троица феофан грек

Феофан Грек и Андрей Рублев


В средние века считалось, что единственный на земле творец и создатель всего сущего — Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий никогда не афишировали свое авторство. И все-таки имена некоторых иконописцев до нас дошли. Среди них самые известные: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.
Феофан Грек. Как вам известно, христианское искусство, в том числе живопись, пришло на Русь из Византии. Связь с «прародиной» русской культуры не прерывалась и в последующие столетия. В 70-е годы XIV в. в Новгород приехал выдающийся византийский живописец Феофан по прозвищу Грек. Новгородцы предложили ему расписать фресками церковь Спаса на Ильине улице.
Вскоре в куполе храма появилось изображение Спаса Вседержителя. Глядя на его лик, у прихожан храма, наверное, не раз пробегали мурашки по коже. Их пугал истовый взгляд больших круглых глаз, мясистый нос, огромная благословляющая рука. Спас Феофана должен был внушать всякому страх и смирение, напоминать о неотвратимости Страшного суда.
На одной из стен храма Феофан написал столпников. Это — аскеты-отшельники, селившиеся вдали от людей, чтобы придаваться религиозному самосозерцанию. Образы столпников предельно выразительны. Чего стоит, например, Макарий Египетский, знаменитый богослов, автор многочисленных религиозных сочинений. Его облик предельно упрощен и подобен некоему символу. Белые косматые пряди волос и бороды почти полностью скрывают похожее на маску лицо. Необыкновенно выразительны вскинутые в молельном жесте кисти рук.
Обратите внимание на то, что Феофан добивался сильнейшего художественного впечатления простыми живописными средствами. И Спас и Макарий по сути написаны всего двумя красками — красно-коричневой и белой. Это — свидетельство большого таланта.
Из Новгорода в начале XV в. Феофан переехал в Москву, где расписал несколько храмов. К сожалению, ни один из них не сохранился. Лишь немногие иконы, выполненные им, дожили до нашего времени. Одна из самых известных — «Успение Богоматери».
Богоматерь лежит на смертном одре. Перед ней — свеча, символ угасающей жизни. Позади ложа стоит Христос с душою усопшей в образе спеленутого младенца. Вокруг — ученики Христа, апостолы. Их лица полны скорби и печали. Все в рамках традиционной иконографии, но Феофану этого недостаточно. Над головой Христа он пишет огненно-красного ангела херувима. Его яркое пятно преобразило всю икону.

На оборотной стороне «Успения» изображена «Донская Богоматерь». По иконографии она близка «Владимирской». Но сравните их лики: Феофан поменял акценты с печали и скорби на нежность и любовь. Именно этими чувствами проникнут взгляд Богородицы, устремленный на младенца.
Уже в древности «Донская Богоматерь» Феофана была признана чудотворной. Как гласит легенда, накануне Куликовской битвы икону подарили князю Дмитрию Ивановичу донские казаки, и она помогла выиграть сражение. «Донская Богоматерь» сопровождала Ивана Грозного на Ливонскую войну.
Один из современников назвал Феофана Грека «отменным живописцем». Это и сегодня звучит как высшая похвала мастеру.
Андрей Рублев. В Москве судьба свела Феофана с русским художником, не уступающим ему по таланту — Андреем Рублевым. Биографические сведения об этом замечательном мастере крайне скудны. Нам не известны ни дата его рождения, ни точная дата смерти. Мы даже не знаем его настоящего имени, ибо имя Андрей он получил уже в зрелые годы при пострижении в монахи.
Время, в которое жил Андрей Рублев, было очень непростое. На рубеже XIV—XV вв. Русь все еще оставалась раздробленной, ее раздирали междоусобицы, опустошали набеги монголо-татар. Но процесс объединения земель под руководством Москвы уже начался.
В 1408 г. Андрей Рублев вместе с другим талантливым живописцем Даниилом Черным взялся за роспись Успенского собора во Владимире. В западной части храма сохранились фрагменты композиции «Страшный суд», выполненной ими. В зените центрального свода в круге славы написан Христос, вершитель человеческих судеб. На склонах свода изображены апостолы и ангелы. Каждый апостол наделен индивидуальными чертами: Марк стар, тих и мягок; Лука молод, строг и решителен.
На соседнем, южном, своде Рублев написал одну из своих лучших фресок — «Шествие праведных в рай». Впереди разноликой толпы праведников шествует апостол Петр. Его курчавая борода, стрижка «под горшок», добродушные круглые глаза передают облик простого русского крестьянина.
Находка в дровяном сарае. 1918 год. В России полыхает гражданская война. В это тяжелое для культуры время группа музейных работников выехала в подмосковный Звенигород. Там в дровяном сарае они обнаружили три потемневших от времени иконных доски с осыпавшейся местами краской. Судя по изображениям — «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», составлявшие некогда часть иконостаса .
Настолько прекрасны были эти образы, что, изучив находку, выдающийся искусствовед и реставратор И.Э. Грабарь сделал однозначный вывод: «Их создателем мог быть только Рублев». Самое сильное впечатление производит «Спас», больше всего пострадавший от времени. Его лик хранит уверенность и покой. Особенно поражают глаза, взгляд которых, как кажется, проникает в самую душу. Это не устрашающий лик феофановского Вседержителя, а человечный, способный понять, помочь, простить. В этом и состоит особая притягательная сила рублевского искусства.
«Писати... как писал Андрей Рублев». Уже на склоне лет Андрей Рублев для собора Троице-Сергиева монастыря написал храмовую икону «Троица» . Работа эта имела для художника особый смысл. Троицкий храм к тому времени стал усыпальницей Сергия Радонежского, важным центром православного паломничества.
Простой бытовой сцене угощения Авраамом трех необычных путников из библейской истории Андрей Рублев придал большую художественную силу.
Сидящие за столом ангелы ведут тихую, неспешную беседу. Их стройные силуэты вписываются в круг — фигуру, издревле считавшуюся магической, олицетворявшую гармонию. Нежные цвета одежд ангелов — голубой, салатовый, сиреневый — прекрасно сочетаются между собой. Идеи согласия, взаимопонимания для Рублева не были случайны. Руси, истерзанной войнами и ненавистью, так недоставало мира и согласия. И вот художник утверждает их своим искусством.
Последние дни своей жизни инок Андрей провел в Андрониковом монастыре в Москве. Там же его похоронили. Еще в XVIII в. люди видели могилу гениального живописца, но позже она затерялась.
Андрей Рублев — один из самых почитаемых древнерусских иконописцев. В 1551 г. Стоглавый собор русской церкви, постановил: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев...» А уже в наше время церковь причислила его к лику святых — честь, которой русские художники никогда не удостаивались.
Огромная заслуга Рублева состоит в том, что он заложил фундамент московской художественной школы, которая в течение нескольких веков определяла характер всего русского искусства.



Источник: www.home-edu.ru
Просмотров: 4995 | Добавил: begemall | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
 
 
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Мини-чат

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz