Кому же выгодно уничтожать святыни и унижать кряшен,
настраивать христиан против мусульман? Об этом говорят
священник-кряшен
Димитрий Сизов, руководитель Общественной организации
кряшен Людмила
Белоусова, первый заместитель председателя Духовного
управления мусульман Республики Татарстан Рустам хазрат
Батров и исламовед Роман
Силантьев.
«Православие для кряшен – часть их
этнического мировоззрения»
Священник Димитрий Сизов.
–
Официально кряшены
– это этноконфессиональная группа в составе татар
Волго-Уральского региона, с чем кряшены согласиться
никак не могут, считая себя самостоятельным
тюркоязычным народом. По оценкам экспертов, кряшен в
России насчитывается 300 тысяч. Проживают кряшены
преимущественно в Татарстане (192 селения), а также в
Башкирии, Удмуртии и в Челябинской области (нагайбаки)
и исповедуют Православие. Православие для кряшен
– часть их этнического мировоззрения. Народные
праздники и народная религиозность хотя и связаны с
рудиментами дохристианского языческого состояния
кряшен, но за столетия пребывания кряшен в лоне Церкви
теперь пронизаны Православием.
У кряшен есть духовная миссия: это духовный союз, движение
православного кряшенского духовенства, верующих кряшен и
всех сочувствующих. Движение духовно и идейно объединяет
людей, работающих над христианским просвещением кряшен. В
Татарстане, по нашим данным, имеется 20 священнослужителей
– этнических кряшен. Но не все они являются
участниками данного движения. Движение одобряется
руководством митрополии – митрополитом Казанским и
Татарстанским Анастасием. В силу того, что до сих пор нет
высказываний Святейшего Патриарха Кирилла о том,
поддерживает ли он кряшен, разделяет ли он мысль, что
кряшены – самостоятельная народность, мы не знаем
его позиции, а также позиции Священного Синода в отношении
кряшенского движения. Как известно, церковными канонами
регламентируется вопрос о территориях пастырской
ответственности. Территория Кряшенской духовной миссии
ограничена Татарстанской митрополией; в силу канонических
норм она не распространяется на кряшен, живущих за
пределами Татарстанской митрополии: проживающих на
территории Башкортостанской, Челябинской, Вятской
митрополий, Удмуртской и Марийской епархий.
В первую очередь миссия занимается распространением веры:
издается литература на церковно-кряшенском языке, идет
образование евхаристической жизни на местах с кряшенским
богослужением, совершаются миссионерско-пастырские поездки
в кряшенские селения. Первоочередной задачей миссии также
является привлечение молодежи к различной деятельности
внутри этого движения, в первую очередь в качестве
кандидатов для принятия священства.
Но нужно признать, что процесс воцерковления кряшен идет
сложно. На смену пожилым верующим дореволюционной эпохи
пришли люди, рожденные в годы богоборчества. Если это даже
люди верующие, то, как правило, поверхностно знающие
христианское вероучение и глубоко не укорененные в
традиции православной духовности. Естественно, что они не
могут оказать благотворного влияния на своих детей и
внуков, а если это и происходит, то влияние минимально.
Осложняет процесс воцерковления и то, что многие кряшены
учились в татарских национальных школах, которые начали
появляться в кряшенских селах после 1926 года. Через
обучение в татарских школах кряшены впитывают религиозные
и мировоззренческие смыслы, культуру и дух татарского
народа. Я не говорю, что я против татарской культуры, а
лишь констатирую, что она далека от христианства и
христианского культурного кода.
Видно, что у некоторой части кряшенской молодежи есть
стремление к Церкви. Она интересуется вероучением и
духовностью, но, по моим ощущениям, процесс этот пока
вялый. Но не может не радовать, что уже начали появляться
молодые люди, которые сами инициируют строительство
церквей в кряшенских селениях или другие православные
проекты. Поэтому акции с поджогами церквей многих кряшен
просто шокировали и, думаю, никого не оставили
равнодушными, так как ничего подобного не было в истории
Православия в Поволжье. В сети Интернет от некоторой части
адекватно мыслящих представителей кряшенской молодежи
приходилось читать такие высказывания, что «Господь
попустил сожжение храмов, значит, Он хочет, чтобы мы
что-то поняли. А понять мы должны одно: наша вера
недостаточна крепка. Вера должна быть деятельна:
необходимо принимать по силам участие в восстановлении
сожженных храмов».
«Наши враги хотят рассорить
православных и мусульман, живущих рядом
веками»
Людмила
Белоусова, руководитель исполкома
Общественной организации кряшен Республики Татарстан,
главный редактор культурно-просветительской газеты кряшен
«Туганайлар» (Казань):
Людмила Белоусова.
– Кряшены – самые обыкновенные россияне,
которые «проснулись» в годы перестройки и
перенесли все тяготы жизни вместе со своей страной. Тем не
менее, у кряшен есть своя новейшая история, потери и
достижения.
Несмотря на то, что нашу общественную организацию
представляют светские люди, мы всегда сотрудничали с
Церковью и священнослужителями. Не было случая, чтобы мы
не пригласили духовенство на наши мероприятия, будь это
Рождественский фестиваль, молодежный форум или научная
конференция. Наши ученые, журналисты были в составе
переводческой группы, когда мы, во главе с отцом Павлом
Павловым, переводили на церковно-кряшенский язык Новый
Завет при поддержке Санкт-Петербургского отделения
Российского Библейского общества. За участие в этом
переводческом проекте мне была вручена владыкой Анастасием
благодарственная грамота.
Конечно, было время, когда у кряшен, кроме единичных
церквей, не было ничего. Люди встречались и общались в
храмах, Церковь их сплачивала. Сегодняшние поджоги храмов
говорят о том, что наши враги хотят рассорить православных
и мусульман, живущих рядом веками. К счастью, это понимает
не только общественность, но и простое население. Впервые
за долгое время люди почувствовали боль и тревогу. Ведь
сгоревшие церкви были не только памятниками XIX века, это
были места, где души христиан общались с Богом.
К счастью, власти оперативно приняли решение по
восстановлению храмов и задержанию поджигателей. Также
благодарны мы и мусульманам, которые поддержали нас словом
и делом. Духовное управление мусульман Чувашии перечислило
на восстановление храмов 1 миллион рублей. Так что я не
думаю, что в Татарстане есть люди, которым не нравится
процесс воцерковления кряшен. Есть те, кто хочет раскачать
лодку, нарушить стабильность, рассорить многонациональный
российский народ. Поэтому я призываю не поддаваться
провокациям.
У нас были сложные времена в 1990–2000-е годы. Тогда
кряшен не хотели признавать отдельной народностью. Но даже
в те сложные времена никто не сжигал наши церкви, потому
что для всех они были святыми. Не процесс воцерковления
кряшен кому-то не нравится – не нравится создаваемый
на протяжении веков мир между христианами и мусульманами.
Нельзя использовать кряшен – добрый, тихий, скромный
народ – в чьих-то грязных играх.
«Поджигатели храмов пытаются бросить тень на
мусульман»
Рустам
хазрат Батров, первый заместитель
муфтия – председателя Централизованной религиозной
организации Духовное управление мусульман Республики
Татарстан:
Рустам хазрат Батров.
–
Мусульмане очень обеспокоены данными событиями, потому
что к нашим православным согражданам мы относимся не
просто как к соседям, а как к братьям и сестрам. В
Священном Коране заповедано крайне уважительно
относиться к «людям Библии»: к христианам и
иудеям. Поэтому совершенные преступниками злодеяния
взволновали мусульманскую общественность республики. Не
случайно муфтий Камиль Самигуллин осудил эти не имеющие
оправдания акты вандализма. Причем сделал это вместе с
митрополитом Анастасием в рамках совместного заявления.
А прихожане наших мечетей откликнулись на беду
православных братьев и собрали средства на
восстановление сожженных храмов.
Данные события наводят на мысль, что кто-то хочет
посягнуть на наш многоконфессиональный союз, поссорить нас
друг с другом. Попытаться стереть память о том, что наши
предки веками жили дружно на одной земле, сражаясь за
общую Родину плечом к плечу.
Сегодня, к сожалению, у многих возникают мысли, что в
поджогах православных храмов виноваты мусульмане. Но я с
уверенностью могу сказать, что ислам абсолютно никак не
мотивирует людей на злодеяния, тем более такого характера.
Ислам учит нас тому, что нельзя убивать и причинять вред
священнослужителям и храмам. Те, кто поджигают храмы,
пытаются посеять недоверие между нами, хотят бросить тень
на мусульман. Поэтому даже в мыслях нельзя допускать, что
ислам имеет какое-то отношение к поджогам церквей. Это
сделали преступники. Ни одна из существующих религий, тем
более ислам, тут ни при чем.
Среди подозреваемых в поджоге храмов есть люди с уголовным
прошлым. Так, один из задержанных отсидел в тюрьме шесть
лет за изнасилование. Ислам не мотивирует людей на
преступления. Кто бы ни оказался в конечном итоге
виновным, он является просто бандитом, который не чтит
никаких религиозных норм: ни мусульманских, ни
христианских.
Люди, которые пытаются раскачать ситуацию
межконфессионального мира, ни перед чем не остановятся.
Эти люди не только поджигают православные храмы, но и
пытаются поджигать мечети. Так, 13 августа в поселке
Большие Клыки пытались поджечь мечеть. Этим людям всё
равно, что жечь: мечети или церкви, главное –
попытаться раскачать межконфессиональный мир.
«Единственный способ нормализовать ситуацию
в республике – полностью поменять политику в
религиозной и национальной сфере»
Роман
Силантьев, исламовед, директор Центра географии
религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви
и общества:
–
Я считаю, что причина поджогов православных храмов в
Татарстане – проваленная
государственно-религиозная политика республики. Мы
имеем хорошую работу правоохранительных органов,
адекватное руководство муфтията, хорошие
межрелигиозные отношения, но при этом в Татарстане
существует заметная группа террористов, которая
возникла при попустительстве властей.
Сравнивая Татарстан с другими регионами, например с
Башкирией, где также наблюдается присутствие ваххабитских
экстремистов, мы видим, что при одинаковом
конфессиональном составе населения поджогов православных
храмов в Башкирии нет. Нет и таких резонансных терактов.
Татарстан на сегодняшний день находится на одном из первых
мест по террористической угрозе в стране. Даже в Чечне
сейчас гораздо спокойнее, чем в Татарстане. Отмечу, что
виноват здесь совсем не Рустам Нургалиевич Минниханов. Ему
просто досталось проблемное наследство – ведь именно
при его предшественнике в республике появились первые
ваххабитские общины, чиновники пропитались ваххабитской
идеологией, откровенные ваххабиты встали во главе
мусульманской общины и начались первые теракты.
Единственный способ нормализовать ситуацию в республике
– полностью поменять политику в религиозной и
национальной сфере.
Какие проблемы сейчас стоят и требуют незамедлительного
решения?
Во-первых, терроризм: атаки на православные храмы и
часовни (поджоги храмов и домов священников, минирование и
осквернение храмов, часовен и святых источников); убийства
и покушения на убийство дружественных Церкви мусульманских
духовных лидеров; «классические» теракты
(подрывы трубопроводов, ракетные атаки объектов химической
промышленности и т.д.).
Во-вторых, экстремизм: требования к православным перейти в
ислам, включая угрозы священнослужителям; массовые
публичные акции террористических организаций
(«Хизб-ут-Тахрир») и радикальных
русофобствующих националистов (движение
«Азатлык»), «шариатские патрули» в
ряде населенных пунктов республики.
В-третьих, ущемление прав православных: хамское и
пренебрежительное отношение чиновников к православному
духовенству, отказ в возврате храмов (только по Казани
более 10 случаев), запрет на преподавание «Основ
православной культуры» (по личному распоряжению М.Ш.
Шаймиева, в республике можно выбрать только основы мировых
религий или светской этики), препятствование строительству
новых храмов, требования уничтожить установленные
поклонные кресты и борьба с «якорными»
крестами (якобы попирающими полумесяц; были демонтированы
с Благовещенского собора в Казанском кремле), ограничение
допуска православных священников в школы, больницы и т.д.,
запреты на колокольный звон и крестные ходы, приоритетное
финансирование строительства мечетей, в том числе за
пределами республики (в Татарстане при равном соотношении
православных и мусульман число мечетей в 7 раз превышает
число православных храмов – 1524 против 224; мечети
при участии властей Татарстана были заложены или построены
в Вологде, Находке, Владивостоке и Калининграде); а также
ущемление прав русских и кряшен. Приоритетное
финансирование татарской культуры и языка, уменьшение
количества часов русского языка в школах, принудительное
обучение татарскому с уровня детских садов (23 декабря в
ряде городов России прошли пикеты в поддержку русского
языка в Республике Татарстан); непропорциональное
представительство национальностей в госаппарате республики
(из 18 министров только трое русских при 40% русского
населения); искусственные расколы русских и кряшенских
организаций с целью установления над ними контроля;
поощряемая русо- и ортодоксофобия в школьных и вузовских
учебниках, научных исследованиях, кинематографе и
театральных постановках. Категорический отказ в признании
кряшен отдельным народом, принудительное включение их в
татарский этнос при лозунге «ислам – религия
татар», объявление кряшен предателями татарского
народа. Нарушение права кряшен на самоопределение во время
переписей населения (настойчиво требуют записываться
татарами). Принудительное строительство мечетей в
кряшенских селах и деревнях за счет бюджета республики.